blog.iakovlev.org
  07.10.2018

Йога-сутры Патанджали

Патанджали жил примерно в 4 веке до н. э. Одни определенно заявляют, что он жил около 400 года до н. э., однако другие говорят, что он существовал 5000 лет назад. Широко принятая дата, хотя и не являющаяся несомненной-это около 400 года до Христа. Эта дата определена различными методами. Один из них заключается в сравнении практик и философии, описанных в Йога-Сутрах и других текстах, таких как ранние Упанишады, писания санкхьи и буддизма.
Йога-Сутры были написаны примерно в одно время с Буддой, а реальность последнего и его время жизни не подвергается сомнению. И сделано это было скорее всего сразу после Будды.

Йога-сутры разделены на 4 главы. Первая глава состоит из 51 сутры, В них дается определение йоги, ставится цель йоги, в ней рассматриваются такие темы, как:
вритти(ментальные видоизменения);
практика и бесстрастие;
сампраджнята и асампраджнята самадхи;
средства обретения опыта;
Ишвара (чистое сознание);
АУМ;
препятствия к прогрессу;
методы гармонизации разума;
сабиджа и нирбиджа самадхи.

Вторая глава (55 сутр) рассматривает следующие темы:
клеши (основополагающие жизненные напряженности);
осознание и отсутствие осознания;
путь к праджне (интуитивному знанию);
первые пять из восьми составляющих йоги Патанджали;
яма (социальный кодекс);
нияма (личный кодекс);
асана (сидячее положение);
пранаяма (управление праной);
пратьяхара (отвод чувств).

Третья глава (56 сутр) рассматривает последние три из восьми составляющих йоги Патанджали:
дхарана (сосредоточение);
дхьяна (медитация);
самадхи (сверхсознание);
А также:
самьяма (сосредоточение, медитация и самадхи);
природа внешнего проявления;
психические силы.

Четвертая глава (34 строфы) рассматривает следующие темы:
индивидуальный и космический разум;
карма (предопределенные действия и намерения);
теория восприятия;
разум как бессознательный инструмент;
кайвалья.

Йога-Сутры Патанджали чрезвычайно лаконичны. Сделано это по следующим причинам:
1. Чтобы можно было легко заучивать текст.
2. Чтобы строфы могли использоваться в качестве краткого справочника.
В наше время существуют различные технологии изучения Йога-Сутр, которые включают как раздельное, так и совместное изучения первоисточника и комментариев к ним. За последнюю пару сотен лет к сутрам написано много разнообразных комментариев.
Наиболее известными являются следующие комментарии
1. Йога Бхашья, автор Вьяса (дата не определена).
2. Таттва Вишаради, Вичаспати Мишра (около 9 века).
3. Бходжавритти, Бходжа Раджа (11 век).
4. Йога Вартика, Виджняна Бхикшу (14 век).
5. Раджа Йога, Свами Вивекананда (19 век).
Все эти комментарии широко доступны.

Патанджали назвал свою систему «Йога».
Йога Патанджали часто отождествляется с раджа йогой (царский путь йоги).
Раджа йога (включая йогу Патанджали) представляет собой науку, предметом которой является разум.
Вместо того чтобы исследовать внешний мир, подобно другим наукам, раджа йога занимается исследованием внутреннего мира и освобождением сил и знаний, содержащихся внутри. Это наука ментальной дисциплины, которая включает различные методы, позволяющие сделать ум однонаправленным. Патанджали сам определяет свой метод йоги как «уничтожение ментальных колебаний».
Мы предпочитаем называть разум «видимым концом чистого сознания». Он заключает в себе три основных пласта человеческого бытия.:
сознательный
подсознательный
бессознательный
Поэтому мы переводим определение Патанджали следующим образом:
«Йога — это управление структурами сознания».

Основы йоги лежат в философии санкхья. Эта система существовала до появления буддизма; фактически Будда сам в начале своего поиска просветления изучал санкхью в ашраме под названием Аларкалам. В то время санкхья была очень популярной философией. Система санкхья обходится без каких-либо теорий относительно Бога. Она говорит, что существование или несуществование Бога не имеет отношения к делу, которое касается личной садханы (духовной практики). Будда говорил то же самое: он учил ни верить, ни не верить в Бога. С другой стороны, йога Патанджали отличается как от санкхьи, так и от буддизма, так как она вводит концепцию Бога.

Йога Патанджали является системой, в которую входят восемь стадий:
яма
нияма
асана
пранаяма
пратьяхара
дхарана
дхьяна
самадхи.
Поэтому она широко известна под названием «Аштанга йога» (йога восьми стадий).

Первые пять стадий — это экзотерические или бахиранга (внешние) практики Йоги. Они развивают тело-ум в нужном направлении и подготавливают его для заключительных трех стадий - эзотерических или антаранга(внутренних).
Первые пять стадий нейтрализуют сознание, тогда как последние три стадии раскрывают его. Более продвинутые стадии могут успешно практиковаться только после предшествующей практики предыдущих подготовительных стадий. Стадии вплоть до пратьяхары постепенно устраняют внешнее отвлечение внимания, тогда как практики дхараны и дхьяны искореняют беспокоящие мысли и психические проявления, в результате чего ум перестает функционировать. Ида (внутренний мир) уравновешивается с пингалой (внешним миром), так что в состоянии самадхи начинает функци- онировать сушумна (запредельный мир). Восемь стадий постепенно стабилизируют 5 кошей (оболочек) человека:
анамайю (физическую),
пранамайю (праническую или биоплазменную),
маномайю (ментальную),
виджнянамайю (интуитивную)
анандамайю (блаженную)
В конечном итоге целью является выйти за пределы ограничений всех этих оболочек. Происходит движение от грубого к более тонкому.
Путь прохождения всех 8 стадий как правило очень долгий, и далеко не все его проходят. Это общеизвестный факт, о котором часто говорят в кармическом плане: если не в этой жизни, то в следующей вам повезет, и вы пройдете этот путь до конца.

Яма — этические ограничения или универсальные моральные заповеди.
Яма — первая ступень йоги, описанная в Йога-сутрах Патанджали.
Согласно Йога-сутр Патанджали «яма» включает пять основных принципов:
ахимса — ненасилие (в том числе вегетарианство);
сатья — правдивость;
астея — честность;
брахмачарья — воздержание, внутренняя собранность, нераспущенность;
апариграха — нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.

Ния́ма — духовные принципы, принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей систем. В «Йога-сутрах» Патанджали приводит пять ниям:
1. Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Шауча рассматривается на трех уровнях:
а) Чистота тела- это практика крийи, асаны, пранаямы; гигиена, ношение чистой одежды, чистота пищи, поддержание жилища в чистоте и порядке.
б) Чистота речи. Это соблюдение норм языка, хорошая дикция и нравственность высказываний.
в) Чистота мыслей. Это отсутствие отрицательных эмоций, таких как ненависть, гнев, страх, алчность, гордыня, вожделение и т.п..
2 Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.
3 Тапас — самодисциплина, аскетизм, усердие в достижении духовной цели.
4 Свадхьяя — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.
5 Ишвара-пранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.

Хотя яма и нияма включают только десять обетов, они охватывают широкий диапазон человеческой деятельности. Они затрагивают проблемы ментального беспокойства, приходящего извне, с периферии. Их практика кладет начало более существенным изменениям, которые могут произойти от более глубокого исследования ума. Правила непросто применять, но даже их ограниченное применение приводит к значительному успокоению ума. Совершенное же следование правилам возникает только с полным самоосознанием.

Асана определяется Патанджали как устойчивое и удобное сидячее положение. Теоретически этот раздел может включать в себя много асан Хатха йоги, но практически в него входят только несколько, такие как падмасана, сиддхасана и т. п. Целью асаны в йоге является уравновешивание различных нервных импульсов: ощущений боли и удовольствия, горячего и холодного и других, противоположных восприятий.

Пранаяма практикуется, чтобы сконцентрировать все пранические силы человеческой структуры. Она ведет к контролю ума и его однонаправленности. Пранаяма - это прекращение вдоха и выдоха. Это ни есть глубокое дыхание. Это также ни есть одноразовая продолжительная задержка дыхания. Существует три типа пранаямы: пурака (вдох), кумбхака (задержка), речака (выдох). При пранаяме число вдохов и выдохов может сокращаться до одного-двух в минуту. В начале занятия продолжительность стадий по времени должна быть как 3:4:3 соответственно. В итоге нужно дойти до соотношения 1:4:2.

Пратьяхара означает «собирать вовнутрь». Эта практика касается сдерживания и усмирения идущих вовне склонностей ума с тем, чтобы осознавание могло быть направлено вовнутрь. Невозможно исследовать внутреннюю сферу ума, если вы пристрастны к чему-либо, обеспокоены или отвлечены внешним чувственным восприятием. В результате практики чувственный опыт, такой, как восприятие звука, запаха и т. д., отсекается. Все медитативные практики, такие как антар мауна, аджапа джапа, тратака и т. д., пытаются вначале вызвать эту стадию пратьяхары. Пратьяхара в более высоком смысле включает также отсечение внутренних чувств: психических и ментальных.

Например, одна из распространенных практик под названием випасана, происхождение которой уходит ко временам самого Будды, длительностью в 10 дней разбивается на три части: первые три дня вы занимаетесь исключительно тем, что наблюдаете за кончиком своего носа и движением воздуха под ним. После этого вы можете приступить ко второй части, в течение которой на протяжении 7 дней вы получаете возможность концентрироваться на различных частях своего тела.

Дхарана означает сосредоточение ума. Этот шаг предшествует медитации и касается фиксации осознания на одном объекте и исключения из сознания всех остальных объектов. Если состояние пратьяхары достигнуто, все внешние отвлечения исключены. Тем не менее, ум остается полон внутренней болтовни в форме воспоминаний прошлого и проектирования будущего. Обдумывая различные ситуации, ум пытается вновь пережить прошлый приятный опыт, старается освободиться от неприятного опыта, преследующего его; он строит планы на будущее или испытывает перед ним страх.
Чтобы вызвать ментальную однонаправленность, могут использоваться различные методы. Религии пытаются пробудить это состояние в основном с помощью ритуалов, церковной службы, пуджи (поклонения), песнопения, киртана, молитвы и т.д. Йога Патанджали в качестве фокусной точки для внутреннего сосредоточения использует определенный психический символ. Им может быть ваш гуру, божество, мантра, какой-либо вопрос. Это может быть почти все, даже большой палец вашей ноги. Но это обязательно должно соответствовать природе вашего ума и подходить вашей личности. Это должно быть нечто, что самопроизвольно привлекает ваше внимание. Психический символ, проецируемый перед закрытыми глазами, должен быть настолько переполняющим вас, что все ваше существо должно «пожираться» и поглощаться им. Это притяжение должно быть самопроизвольным, в противном случае психика будет оставаться рассеянной. Дхарана нуждается в регулярной и настойчивой практике. Постепенно будут восприниматься все более глубокие аспекты символа; начнет обнаруживаться его прототип и раскрываться его природа. Вы будете непроизвольно, плавно переходить в дхьяну.

Современному человеку очень сложно просто концентрироваться на каком-то одном символе, потому что на это может уйти много времени, которого может не оказаться. Это время необходимо потому, что мозг современного человека чрезвычайно рассеян, и современная цивилизация совершенно сознательно делает все возможное для того, чтобы наш мозг стал как можно более рассеянным - просто потому, что так проще управлять человеком.

Дхьяна есть просто продление дхараны. Она появляется, когда вы в состоянии поддерживать ровное неколеблющееся течение сосредоточения в направлении внутреннего символа в течение некоторого периода времени. Ум становится сформированным вокруг одного образа, имеющего форму психического символа. Процесс осознания часто сравнивается с ровным течением масла. В конечном итоге это ведет к исключению двойственности; видящий, видимое и видение сливаются в единстве и ваше существо «плавится» и переходит в состояние самадхи.

Самадхи - состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами(субъектом и объектом). Патанджали описывает различные уровни самадхи, но наиболее подходящим определением является следующее: «Когда пять чувственных восприятий вместе с умом пребывают в покое, когда даже интеллект перестает функционировать, это, говорят мудрецы, есть высшее состояние».
В этом состоянии, в котором полностью прекращены как внешние, так и внутренние видоизменения, все, что остается — это сознательность. Самадхи приводит к самосознанию самореализации. В Бхагавад Гите говорится: «Когда интеллект ошеломлен, услышав слова писания, и останавливается непоколебимым в самадхи, тогда достигается самоосознание».
В упанишадах наиболее расплывчатым объяснением и определением самадхи является следующее: «Двенадцать (растянутых циклов) пранаямы ведут к пратьяхаре. Двенадцать пратьяхар (продленной продолжительности) ведут к дхаране. Двенадцать таких дхаран ведут к дхьяне, а двенадцать таких дхьян имеют в качестве результата самадхи».

Хотя восемь ступеней, описанные в Йога-сутре, широко известны, в действительности они все же являются продвинутыми техниками, предназначенными для тех, кто разрешил большинство своих ментальных проблем и конфликтов. Реально они не предназначены для среднего человека.
В самом начале сутры говорится: «Теперь, поэтому, полные указания в отношении йоги». Слова «теперь, поэтому» означают, что вы будете в состоянии практиковать восемь ступеней после довольно основательной подготовки. Йога-сутра является продолжением предшествовавших ей основополагающих текстов и учений. В Хатха йога Прадипике говорится: Из-за путаницы и неправильных концепций большинство людей не в состоянии практиковать раджа йогу.

Почему эти восемь ступеней названы продвинутыми? Причина заключается в том, что они требуют от практикующих устранения мыслей. Для большинства людей, особенно современных, чей ум озабочен, это принесло бы больше вреда, чем пользы. Только когда колебания ума незначительны, мысли могут быть устранены. Можно легко давить и уничтожать маленьких тараканов, заботясь о чистоте двора, но гораздо труднее приручить дикого слона. Определенно, не желательно пытаться подавлять мысли и желания, которые все еще вынужденно появляются в уме среднего человека.

Основополагающие правила ямы и ниямы также очень трудно выполнимы для среднего человека. На самом деле эти правила для тех людей, которые исчерпали свою карму и большинство самскар (ментальную суматоху и желания). Например, если большинство людей будет пытаться практиковать брахмачарью (сдержанность), они станут невротиками. Эта практика для тех, кто отработал большинство своих желаний и чей ум уже очищен. Восемь ступеней йоги Патанджали-для продвинутых последователей, не для начинающих. Прежде всего, следует предпринять шаги, чтобы очистить ум посредством хатха йоги и общих медитативных техник, которые вовлекают сознание сильнее, чем сосредоточение.

Человеческая личность в общем плане может быть разделена на четыре фундаментальных категории, в которых преобладают следующие аспекты личности:
эмоциональная;
деятельная;
интуитивная;
волевая.
Патанджали, ясно понимая тот факт, что каждый человек имеет свой темперамент и склонности в соответствии с преобладанием одного или нескольких указанных аспектов, осознавал, что путь йоги должен быть разработан таким образом, чтобы он подходил специфичным характеристикам личности. Для этого он описывает следующие виды йоги:
1 Бхакти йога предлагается тем, кто эмоционален и склонен к на- божности (см. строфы 1:23; 2:1; 2:45 и т. д.).
2 Джняна йога предлагается тем, кто интуитивно чувствует природу. Она рекомендует размышление и внутреннее исследование реального смысла АУМа (строфы 1:27—29), а также подробно объясняет положения философии санкхья (строфы 2:20, 21 и т.д.), которые являются средством более высокого осознания. Вместе с тем она ясно дает понять, что всякое ментальное знание ограничено.
3 Раджа йога или йога самого Патанджали Она предназначена тем, у кого сильная воля.
4 Карма йога предлагается тем, кто активен от природы. Специально она не упоминается, но, безусловно, подразумевается во многих строфах. Например, яма и нияма подразумевают практику карма йоги в повседневных делах и при выполнении своих обязанностей. Также карма йога подразумевается в строфах по бхакти йоге.

Большинство людей знают, что слово «йога» означает «единство», но Патанджали в своей Йога-сутре представляет на рассмотрение йогу как процесс разделения. Как это противоречие может быть объяснено? Это можно объяснить в терминах философии санкхья, на которой основывается Йога-сутра.
Санкхья разделяет существование и индивидуальное бытие на два аспекта: пурушу (сознание) и пракрити (природу, энергию, проявленное бытие). При этом нужно помнить, что это только теория, которая, как и все другие философские учения, никогда не сможет истинно представить реальность, каким бы грандиозным это учение ни было. Существование и индивидуальное бытие появляются, когда соединяются пуруша и пракрити. Под пурушей и пракрити подразумеваются соответственно драшта (видящий) и дришья (видимое). Пуруша означает субъектное бытие, пракрити — объектное, внешнее существование.
Процесс и практика йоги имеют дело с вийогой, отделением пуруши от пракрити, видящего от видимого. Это отделение сознательности от отождествленности со средством — телом-умом. Это разделение и различие между сознательностью и телом-умом может быть понято только через личный опыт. Ни чтение большого количества книг, ни продолжительные обсуждения не могут заставить осознать истину и реальность этого отличия, — только личный опыт, непреодолимый и ошеломляющий.
Этот личный опыт будет преобразовывать всю вашу жизнь, он обеспечит платформу, на которой можно понять свою жизнь и бытие. В своем бытии вы обнаружите новое измерение, о котором никогда не подозревали. Процесс йоги разработан таким образом, чтобы внести вийогу — разделение между видящим и видимым. Это ведет к йоге — единству как кульминации процесса. Прежде всего, пуруша и пракрити должны быть разделены, а затем, когда это достигнуто, они становятся видимыми как одно и то же. Таким образом, вийога (практика йоги) ведет к йоге на высшем уровне. Чистое сознание (пуруша) привязан к низким уровням сознания посредством ошибочного отождествления с телом-умом (пракрити). Целью йоги является освободить пурушу от пракрити. Свамиджи определяет йогу как «(метод), с помощью которого сознание разъединяется с заблуждением по поводу разума и проявленного мира. Йога (единство) есть результат».

Современная наука склоняется к тому, чтобы считать как ум, так и сознание выражением и проявлением материи. Йога со своей стороны говорит, что в действительности материя является грубой формой и проявлением разума; материя управляется умом, а не ум — материей. Материальный мир, который мы видим вокруг себя, на самом деле есть выражение более тонких ментальных аспектов существования.

В соответствии с философией Юнга, ум может быть классифицирован по трем различным измерениям:
сознательному,
подсознательному
бессознательному.
Они могут быть соотнесены с терминами йоги следующим образом:
Сознательный ум — стхула (грубое измерение), джагрит (состояние бодрствования), внешнее мышление и восприятие окружающего мира.
Подсознательный ум — сукшма (тонкое измерение), свапна (состояние сна), индивидуальная память, самскары (ментальные тенденции).
Бессознательный ум — карана (причинное измерение), сушупти (состояние глубокого сна), память.
Эти области содержат инстинктивный, интеллектуальный, психический и интуитивный аспекты человека. Целью йоги Патанджали является исследование этих различных ментальных сфер с тем, чтобы познать их. Цель-перейти от сознательного к подсознательному, а от него- к бессознательному.

Вьяса, один из наиболее глубоких комментаторов Йога-сутры Патанджали, который жил вероятно две тысячи лет назад, реально разделил и классифицировал подсознательный и бессознательный ум на семь аспектов.
В основу классификации Вьяса положил самскару - бессознательные впечатления. Это отпечатки, оставленные в уме, и способные выявляться при любом благоприятном случае в будущем — даже в будущем рождении. Самскары бывают подсознательные и бессознательные.
7 аспектов подсознательного и бессознательного:
1. Сдержанные самскары (ментальные отпечатки, вызванные индивидуальным подавлением).
2. Самскары, которые заставляют действовать особенным образом. Эти хранимые в памяти тенденции могут предшествовать рождению. Они определяют действия, болезни, таланты и т.д.; это наследственный аспект человека.
3. Скрытые, невыразимые данные памяти от прошлых событий. Они скрыты и накапливаются в коллективном бессознательном за пределами обычных ограничений индивидуального осознания.
4. Инстинктивные рефлексы, которые управляют вегетативным функционированием физического и пранического тела. Мы не учимся переваривать пишу; эта способность уже запрограммирована в индивидуальном уме.
5. Прана (био-плазменная энергия). Сам ум, вне зависимости от того, насколько он тонок или груб, состоит из праны. Прана также является средством, с помощью которого выполняются действия в соответствии с намерениями.
6. Врожденные функции ума. Ум по самой своей природе создан, чтобы меняться в соответствии с космическими ритмами.
7. Психические силы. Сверхъестественные силы имеют тенденцию проявляться в области коллективного бессознательного или космического разума.

Йога Патанджали, несмотря на то что она содержит менее, чем двести строф, и была написана две тысячи лет назад, может быть названа совершенной системой психологии и психиатрии. Патанджали кратко перечисляет базовые техники, которые современная психиатрия применяет в терапии. Они приводятся в строфах 1:32—39.
Строфа 32 предлагает развитие сильного интереса к какой-либо одной вещи. Это может быть какое-то хобби или работа, занятость которыми и составляет терапию.
Строфа 33 советует развитие позитивного отношения к другим. Оно включает некоторое самовнушение, которое психиатр может дать своему пациенту.
Строфа 34 предлагает управление дыханием. Хорошо известна связь между умственным беспокойством и неровным дыханием; чтобы вызвать ментальное успокоение может быть использовано глубокое дыхание.
Строфы 35 и 36 советуют, что следует сосредотачиваться на чувственном восприятии. Это может включать музыкальную терапию, массаж и т.д.; все это может быстро внестиразум успокоение.
Строфа 37 предлагает размышлять о человеке, который достиг более высоких состояний сознания. Конкретно имеется в виду йог или гуру, но можно выбрать в качестве объекта и психиатра; фактически большинство современных терапий почти всецело зависят от доверия, которое пациент испытывает к терапевту. Без такого доверия не может быть успешно проведено никакое лечение.
Строфа 38 предлагает терапию сном, которая для некоторых современных психиатрических систем практически является основой.
Наконец, строфа 39 рекомендует медитацию; Все эти методы помогают очистить ум и позволяют реализоваться тому, что хранится глубоко в памяти, подобно пузырькам, которые при кипении всплывают и лопаются на поверхности.

Отсутствие счастья — это всеобщая проблема человечества.нескольких коротких, но проникающих в суть строфах Патанджали определяет причину человеческой неудовлетворенности и предлагает средство против него.
Патанджали говорит:
«Основными напряженными состояниями ума (которые вносят неудовлетворенность) являются неведение истины, эгоизм, привязанность, неприязнь и страх смерти». с. 2:3
Следующие строфы раскрывают смысл основных напряженных состояний:
«Неведение относительно реальности является корнем напряженных состояний, от которого появляются все остальные. Напряжения могут быть спящими, слабыми, рассеянными или проявленными». с. 2:4
Патанджали объясняет, что корневой причиной невозможности обрести счастье, осознается она или скрыта в подсознании, является неведение относительно своей действительной природы. Пока не познана сущность своего бытия, всегда будет в той или иной форме напряженность и неудовлетворенность.
Патанджали определяет напряженные состояния как напряженности, действующие на различных уровнях. А именно следующих:
1. Спящие (прасупта) — напряженности, коренящиеся глубоко в подсознательном уме, которые пока не осознаются. Они предстанут перед вами, когда посредством практики Йоги ваше восприятие станет глубже.
2. Слабые (тану) — мелкие, незначительные напряженности.
3. Рассеянные (виччхина) — напряженности, которые в жизни приводят к нервозности, навязчивым идеям и подавленности. Йога при определенных условиях разрешает эти напряженные состояния, позволяя вам принять самого себя и гармонизировать свои побуждения.
4. Проявленные (удара) — напряженные состояния, которые могут быть легко распознаны в повседневной активности.
«Неведение может быть определено как принятие бренного за вечное, нечистого за чистое, отсутствие счастья за счастье и не-самости за самость». с. 2:5 Данное неведение есть отсутствие знания сварупы (своей действительной природы). По сути это и есть причина неудовлетворенности.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

Авидья - иллюзия, которая порождается чувственным восприятием. Синонимы: аджняна, випарья.
Ави́дья — незнание, являющаяся корневой причиной неподлинного восприятия мира.
Авидья является противоположностью видье - знанию.
Авидья - это самый тонкий, всепронизывающий яд ума, главный враг на пути к Просветлению.
Авидья является главным препятствием для постижения истины, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение.

Вайрагья - отречение от страданий и наслаждений материального мира.

Вивека - различение, распознание; восприятие истинного Я, чистого сознания от того образа самого себя, своей личности, которым обладает каждый человек.

Вритти — модификации ума, связанные с эмоциональной вовлечённостью в какие-либо ситуации. Вритти — это ситуации омрачения разума.
Вритти существуют в 5 видах:
Prama̱n̤a - правильное знание
Viparyaya — неправильное знание
vikalpa — фантазия, воображение
nidra — сон
smritayah — память

Гуны - это три качества ума:
1 Саттва – знания, чистота, непорочность
2 Раджас – действие, страсть
3 Тамас – инерция, невежество

Дхарма - универсальный закон бытия, то, что поддерживает космический порядок.

И́швара — философская концепция в индуизме, означает «повелитель» или «верховный повелитель», то есть Бог.

Кайвалья – состояние человека, постоянно пребывающего в самадхи.

Карма - закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма выходит за пределы одного существования и распространяется на будущие жизни.

Оджас — высшая форма энергии человеческого тела, от количества которой зависит духовный, интеллектуальный и социальный статус личности.

Прадхана - первичная материя.

Пракрити - соотношение элементов, с которыми человек родился.
Существуют 5 основных природных элементов (махабхут) - земля, вода, огонь, воздух, эфир. Соотношение элементов в теле человека определяет не только его физические параметры (конституция, сила, выносливость и т.п.), но и психологические особенности (темперамент, характер, склонности, предпочтения и т.д.).
Эементы в теле человека выражены в трёх основных вариантах - Дошах:
1. Капха Доша - Земля + Вода
2. Питта Доша - Вода + Огонь
3. Вата Доша - Воздух + Эфира.
В человеке эти доши могут быть представлены в виде различных комбинаций.

Пратибха - озарение, проницательность, понимание, интуиция, внутреннее понимание.
Патанджали рассматривает пратибху как духовное озарение, которое достигается посредством йоговской дисциплины и позволяет ученику познать всё остальное.

Пуруша - высшее сознание, запредельное пространству-времени, пассивное, лишенное частей, чистое и постоянное. Пуруша - это мужское начало. Женское начало называется еще пракрити, которая также безначальна и вечна, но подвержена постоянным изменениям, с которыми пуруша в результате авидьи (неведения) обычно отождествляет себя.

Ра́джа-йо́га («царская йога») - одна из шести школ йоги, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации, осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой или «восьмиступенчатой йогой».

Са́дхана — духовная практика, средство для достижения. Садхане следуют ради достижения разных духовных и ритуальных целей, ради духовного очищения и прогресса в духовной жизни.

Самскара - бессознательные впечатления. Это отпечатки, оставленные в уме, и способные выявляться при любом благоприятном случае в будущем — даже в будущем рождении. Самскары бывают подсознательные и бессознательные.

Читта - это самоощущение и орудие познания мира.
Это низший ум; разум, которым необходимо управлять, точнее, содержимое которого следует контролировать. Читта есть то зеркало, посредством которого мы получаем и видим весь спектр наших ощущений, поступающих от наших органов чувств.
В нем эти впечатления удерживаются для дальнейшего использования, подобно мебели в комнате. Мысли объединяются и следуют непрерывным потоком, то есть одна мысль вызывает другую, которая становится ее преемницей и, в свою очередь, рождает третью, образуя, таким образом, непрерываемый и неуправляемый поток мыслей.

Далее я процитирую йога-сутры Патанджали, в частности первую главу. Сутры будут выделены жирным шрифтом, за ними следуют комментарии Сарасвати.

Глава I

САМАДХИ ПАДА

(51 сутра)

1. Итак , наставление йоге.

2. Йога есть прекращение деятельности сознания.

Эта сутра состоит из четырех слов: «йога», «читта», «вритти», «ниродха».
В основе понятия читты лежит идея видения. «Читта» происходит от «чит», что означает видеть, сознавать, быть осознающим.
Следовательно, читта означает индивидуальное сознание, которое включает сознательное состояние ума, подсознательное, а также бессознательное состояние ума. В целом термин «читта» охватывает эти три состояния индивидуального ума.
Выражение «ниродха» явно означает процесс блокирования, но это не следовало бы понимать как блокирование фундаментальной материи сознания. Фактически из этой сутры ясно, что это действие по блокированию типовых проявлений сознания, а не самого сознания.
В нас существует сознание, которое безотносительно к телу. Оно может быть связано с телом, но в то же время может существовать и без тела или быть вне его. Это и есть то, что должно быть блокировано. Это не те обычные мысли, которые нам приходится подавлять. Эти мысли — просто ничто, малая доля нашего сознания. Речь идет об области сознания, которая вне границ. Она находится за пределами тела; иногда существует с телом, но иногда — и без тела. Мы называем его анантой — бесконечным, безграничным.
Поток сознания, о котором идет речь, не есть поток ваших мыслей или ума; это не поток ваших чувств, влечений и желаний; это не род ваших эмоций или опыта. Слово «читта» означает сознание как целое, существующее как внутри, так и снаружи тела, как с телом, так и без него. Образно, сознание подобно нити, соединяющей множество жизней и воплощений. Поэтому слово «ниродха» не означает блокирование мыслей, желаний, амбиций, страстей и т.д., а означает действие или действия по блокированию процесса сознания, ответственного за перевоплощение.
Вритта означает круг, а вритти — круговой. Когда вы бросаете камень в пруд, вода как бы движется от центра в форме кругов. Аналогичным образом, сознание имеет свои «круговые» типовые проявления. Они не аналогичны распространению вдоль горизонтальной или отвесной линии; они подобны кругам на воде. Таким образом, сознание движется в соответствии с некой круговой моделью. Поэтому состояния читты, способы действия ума называются читта вритти.
Сутра отвечает, что йога — это блокирование появляющихся типовых проявлений во всех измерениях сознания. Это не только отключение себя от внешнего мира, с которым вы сталкиваетесь каждое утро или вечер, но и отбрасывание в сторону видений, которые у вас бывают в глубокой медитации или в высшем самадхи. Состояние йоги появляется, когда вы выходите за пределы проявлений сознания на различных планах.
Все функции тела, ума и мира вообще зависят от взаимодействия трех гун. Мир в космическом смысле имеет тройную характеристику своей природы. В соответствии с этим каждое действие, мысль или событие творится под воздействием трех гун. Ум также подвержен сильному влиянию взаимодействия гун. Когда превалирует саттва гуна, ум сохраняет спокойствие, вритти остаются сконцентрированными, и ничто не вызывает беспокойства. Когда доминирует тамас, ничто в мире не может сделать вас активными, духовными или блаженными; ваш ум всегда будет проявлять себя тупым, инертным и напряженным. Таково влияние тамаса на сознание.
Одна гуна в отдельности не оказывает влияния на личность. Всегда существует комбинированное влияние всех гун. Когда тамас доминирует и подавляет две другие гуны, ум входит в неактивное состояние. Как результат, мыслительный процесс замедляется и временами мышление перестает проявляться. Когда это состояние углубляется, ментальная пассивность усиливается, переходя в состояние глубокого невроза. Это тупое состояние ума, состояние читты, известное как мудха.
Когда доминирует раджас при подавленных саттве и тамасе, ментальное состояние характеризуется как разбросанное, рассеянное, разорванное на части. Развивается расщепление личности, проявляется расположенность к убийству, склонность к совершению самоубийства. Это состояние ума называется кшипта.
Викшипта — это колеблющееся состояние ума. В этом особом состоянии индивидуальное сознание колеблется между устойчивостью и рассеянностью. Это обычное состояние всех духовных последователей, когда они садятся для пуджи, медитации, концентрации и антар мауны. Это состояние ума хорошего ученика, который, хотя и успешно продвигается в своем ученичестве, испытывает временную неустойчивость из-за воздействия гун. Когда в поток концентрации, проистекающий от саттвы, вмешивается неустойчивость, порождаемая раджасом, про такое состояние сознания говорят, что это викшипта.
Когда саттва свободно проявляется, появляется однонаправленность. Когда пересиливает раджас, ум рассеян. Когда же в игру вступает тамас, нет ни однонаправленности, ни рассеянности; есть только тупость и бездействие.
Асаны и хатха йога в очень сильной степени подавляют влияние тамаса. Физическая работа [вообще] является великой силой прекращения самого существования тамаса, его искоренения, и не только из процесса медитации, но и из самой структуры жизни.
Когда ум достигает состояния однонаправленности, совершенно отсутствует воздействие обеих гун — раджаса и тамаса; имеет место полное преобладание саттвы. Когда эта стадия наступила, тогда остается последнее, что может быть достигнуто, это ниродха — полное прекращение. В этом состоянии нет ни тамаса, ни раджаса, ни саттва гуны — ни одной из этих трех функций. Это состояние ума, называемое тригунатита, находится за пределами трех гун, когда сознание делается абсолютно свободным от их воздействия. Когда индивидуальное сознание становится свободным от плена трех гун и остается в одиночестве без каких-либо отношений с гунами — «дружбы», «союза» и т. п., это состояние сознания называется ниродха.

3. Тогда видящий пребывает в своей собственной природе.

4. Иначе — отождествление с типовыми проявлениями читты.

5. Типовые проявления ума пяти видов; они болезненны или не болезненны.


Ум имеет или принимает пять главных типовых видоизменений или проявлений. Каковы же эти пять вритти?
Это проявления ума в различных сферах жизни. Например, вы смотрите на дерево, вы смотрите на человека или природный ландшафт. Вы делаете это посредством глаз, и это одно из проявлений вашего ума. Вы слушаете музыку или лекцию. Это также одно из проявлений вашего ума. Затем вы закрываете глаза и думаете о прошлом, настоящем или будущем, о ваших отношениях, друзьях и врагах. Это также одно из видоизменений ума, одно из его образований, шаблонных проявлений. Когда вы взволнованы, обеспокоены или полны гнева, или страсти, горя, ревности, сострадания, любви к человеку, к Богу, это также одно из шаблонных проявлений вашего ума, и это особое проявление называется вритти. В соответствии с системой йоги каждый вид знания, каждый вид мысли и каждая область сознания есть одна из вритти ума.

6. Пять типов проявлений ума — это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память.

Различные фигурки или модели формы могут быть вылеплены из глины и, когда они разрушаются, то снова становятся глиной. Точно так же золотых дел мастер делает из золота различные украшения, формы которых известны под различными именами, но, когда они разрушаются или плавятся, они снова становятся золотом. Подобным образом в космическом природном процессе различные вещи и структуры проходят через ум и называются различными именами. Ум, или сознание, должно быть лишено всех своих форм с тем, чтобы сознание оставалось безымянным и бесформенным, что является окончательной целью йоги.
Прекращение осознавания мира — это только часть йоги. Это не конечная цель, как это ошибочно понимают многие последователи. Они закрывают свои глаза и уши, забывают обо всех внешних вещах и звуках, после чего у них появляются удивительные внутренние видения. Они думают, что достигли конечную цель йоги, но даже это представление должно быть разрушено.
Йога говорит, что глубокий сон — также ментальное состояние, и далее в сутрах Патанджали говорится, что даже самадхи есть ментальное состояние, которое должно быть отброшено. Пять типов классификации охватывает исключительно все вритти. Все, что вы видите, слышите, испытываете на опыте, все, что реализуется как вритти посредством ума, через чувства, классифицируется в пять групп, которые называются правильное знание, неправильное знание, воображение, сон и память.

7. Прямое познание, вывод и свидетельство являются источниками правильного знания.

Первый источник - это чувственное доказательство, полученное в результате контакта хотя бы одного из наших органов чувств с объектом познания. Например, мы видим цветок и чувствуем его запах, мы слышим чей-то крик и т. п.
Второй источник - вывод - становится источником правильного знания, когда основывается на здравом смысле. Мы видим дым на удаленной горе и немедленно заключаем, что на горе должен быть и огонь. Этот вывод основывается на опыте, который никогда не подводил нас, а именно: когда бы мы ни проходили через дым, мы также обнаруживали присутствие огня.
Третий источник правильного знания есть свидетельство. Оно используется в таких обстоятельствах, где не доступно чувственное доказательство, а также, если нет достаточных оснований для вывода. В этом случае нам приходится быть в зависимости от того, что говорят другие. Но здесь есть одно важное условие. Другой человек, чей авторитет может быть взят как достаточный источник правильного знания и кто называется аптой, должен удовлетворять двум условиям. Во-первых, он сам должен обладать правильным знанием, и, во-вторых, он должен быть в состоянии передать это знание без каких-либо ошибок.

8. Неправильное понимание есть ложное знание, которое не основано на собственной форме [объекта].

Здесь Патанджали рассматривает второй тип читта вритти, которые мы должны блокировать. Он определяет випарьяю как ложное знание, которое не основывается на реальном объекте или не соответствует ему. Это противоположность правильному знанию. В случае випарьяи нет объекта, существующего в реальности, на котором знание могло бы основываться, поэтому это называется атадрупапрадхистхам. Випарьяя также называется авидьей.

9. Знание, вытекающее из слов, но пустое относительно объекта, есть фантазия.

Викальпа — это воображение без [реального] объекта как основания. Это не означает, что оно [вообще] не имеет объекта. Объект, о котором говорится в утверждении, просто не существует.
Правильное знание, неправильное знание и воображение представляют собой сходные процессы сознания. Их отличие в том, что правильное знание имеет подлинный объект, неправильное знание — ошибочный объект, тогда как воображение, или викальпа, вообще не имеет объекта.

10. Глубокий сон — это вритти отсутствия ментальных содержаний для своей опоры.

В сравнении с первыми тремя вритти эта вритти характеризуется как неосознанность, отсутствие сознания или бессознательность. Глубокий сон это также одно из состояний ума. Глубокий сон — это состояние ума, в котором прячется или скрывается знание внешнего мира. В Мандукья упанишаде говорится, что в глубоком сне вы ничего не желаете, нет ни сновидений, ни каких-либо других восприятий. Все вритти становятся сконцентрированными вместе, и вся энергия сплавлена в один процесс. Способность восприятия обращается вовнутрь самой себя; внешние объекты не видимы и не слышимы, нет каких бы то ни было ощущений.
Состояние глубокого сна сравнимо с состоянием самадхи, так как в обоих состояниях отсутствует осознание внешнего мира. Сознание, которое мы имеем в состоянии самадхи, точно такое же, как в состоянии бодрствования, с той лишь разницей, что в самадхи есть сознание, но нет объекта. Ошибочно полагается, что самадхи — это состояние абсолютной бессознательности, в то время как в действительности это не так.

11. Свойство не допускать ускользания из ума испытанных на опыте объектов есть память.

Память — это пятая вритти ума. Она бывает двух типов: сознательная память и подсознательная память.
Функция сознательной памяти — вызывать опыт прошлого. Она включает в себя вспоминание вещей, которые уже испытаны на опыте. Подсознательная память — это сновидение. Здесь вы не вспоминаете сознательно, вы помните бессознательно. Эта память также двух видов: одна — воображаемая и другая — реальная.
Итак, по пяти вритти, о которых говорит Патанджали, можно подвести следующий итог:
1. Первая вритти включает в себя правильное знание
2. вторая — неправильное знание
3. третья — воображаемое знание
4. четвертая — отсутствие знания
5. пятая — прошлое знание.
Эти вритти покрывают все поле нашего сознания. Определяя йогу, Патанджали отмечает, что суть йоги в блокировании или остановке всех вритти.

12. Останавливание их (пяти вритти) повторяющейся практикой и вайрагьей.

В этой сутре Патанджали описывает два метода для останавливания потока читта вритти. Это абхьяса и вайрагья. Абхьяса означает повторяемую и настойчивую практику. Вайрагья — это ментальное состояние непривязанности или лишенное привязанности, т. е. это свобода от раги и двеши — влечения и отвращения. Абхьяса и вайрагья есть средства, которыми мы должны сначала овладеть, чтобы медитация проходила без затруднений.

13. Из двух (упомянутых в предыдущей сутре) абхьяса — это «быть утвердившимся в старании».

Просто практика чего-нибудь в течение какого-то времени не является абхьясой. Абхьяса означает непрерывную практику, ту, оставить которую совершенно невозможно. Она становится частью вашей личности, частью вашей индивидуальной природы.

14. Она (абхьяса) становится твердо установленной, когда продолжается в течение длительного времени, с почтением, без прерывания.

15. Когда человек становится свободным от влечения к чувственным объектам, которые он испытывал на опыте, а также к тем, о которых он слышал, это состояние сознания есть вайрагья.

Вайрагья — это окончательная переоценка всего, что вы испытывали в жизни. Достижение вайрагьи возможно даже тогда, когда на вас в полной мере лежит ответственность за семью и общество. Совсем необязательно отказываться от своих обязанностей.
Практика вайрагьи начинается изнутри и никогда — извне. Не имеет значения, какую одежду вы носите, с какими людьми вы живете вместе. Что действительно имеет значение, так это то, какого рода у вас отношение к различным вещам, людям и событиям, с которыми вы сталкиваетесь в жизни. Вайрагья — это вид бесстрастия, которое работает во всем, что бы вы ни делали, и вдобавок способствует сбалансированному отношению и подходу к явлениям в комплексе, чувству любви и сострадания. Вайрагья — это, таким образом, проявление чистоты и спокойствия вашего ума.

16. Та форма вайрагьи есть высшая, в которой существует свобода от желания гун по причине знания пуруши.

17. Сампраджнята самадхи устанавливает соединение соответственно с избирательностью, рассуждением, блаженством и чувством личности.

Самадхи есть цель йоги. Самадхи достигается на самом глубоком уровне осознания, где не функционирует даже чувство индивидуальности.
Самадхи начинается только после того, как сознание станет свободным от физической сферы. Если вы в состоянии исключить физическое ощущение, а также праническое осознание, но оставаться сознательным к ментальному состоянию, это есть начало самадхи.

18. Асампраджнята самадхи предшествует непрерывное занятие по останавливанию содержания ума. В нем ум остается в форме следов.

Сампраджнята самадхи переходит в Асампраджнята самадхи. Когда йог выходит из области дхьяны и входит в самадхи, это особое состояние известно как витарка сампраджнята. Если совершенствоваться в ней, далее следует асампраджнята. Следующая стадия — это вичара сампраджнята, за которой снова следует асампраджнята.
В асампраджнята самадхи прекращается фиксация внимания на каком-либо символе. Это называется вирама пратьяя — прекращение осознавания символа. Но простое отсутствие символа не означает, что это асампраджнята. В асампраджняте за этим прекращением осознавания символа следует некое динамическое состояние сознания. Это состояние лайя, которое приходит между витаркой и вичарой, вичарой и анандой и т.д., не свободно от самскар. Здесь сознание не статично, хотя символ и отсутствует. В самом протекании состояния лайя существует скрытый динамизм, называемый самскара. Когда самскара полностью заканчивается, сознание совершенно прекращается. Это состояние есть нирбиджа, потому что нет более необходимости в сознании. Состояние асампраджняты похоже на состояние ниродхи. Из него можно или подняться в более глубокое состояние сознания, или вернуться назад в более грубое состояние.
Слово самскара может быть переведено как скрытые или дремлющие отпечатки, или прошлые впечатления. Нирбиджа — совсем не состояние сознания. Это состояние, лишенное осознавания, лишенное сознания. Согласно йоге, сознание или осознание существует в форме движения или вибрации. Оно включает в себя и спокойствие. Таким образом, асампраджнята самадхи, в соответствии с этой сутрой, наступает тогда, когда остается только самскара, а осознание объекта отбрасывается благодаря практике (абхьясе).

20. Йоги достигают асампраджнята самадхи через соответствующие стадии веры, сильной воли, памяти и понимания, возникающих от сампраджнята самадхи.

Cампраджнята самадхи очень существенна для достижения асампраджнята самадхи. Умственные способности бывают двух видов: обычные умственные способности, которые требуются нам для успешного существования в повседневной жизни, и более высокий тип сознания, который развивается как результат сампраджнята самадхи. Этот вид умственных способностей у большинства из нас отсутствует, но они могут развиться посредством регулярной практики. С их появлением последователь может иметь огромный прогресс за очень короткое время.

21. Те, кто имеют сильное побуждение, достигают асампраджнята самадхи очень скоро.

22. Быстрота, с которой может быть достигнуто асампраджнята самадхи, обусловлена степенью рвения, которая в порядке возрастания может быть слабой, средней и сильной.

23. Или асампраджнята самадхи может быть достигнуто преданностью Ишваре.


Обычно «ишвара» переводится как «бог». Но под богом нам следует иметь в виду не личность, а высшее духовное сознание. Оно не физическое, не ментальное, а чисто духовное. Если последователь по своему опыту знает, что он не способен идти через стадии веры, энергии и т.д., тогда для достижения высшей цели он может использовать другое средство, которым является преданность Ишваре.

...

30. Болезнь, тупость, сомнение, откладывание, лень, влечение, ошибочное восприятие, неспособность достигать более тонких стадий и нестабильность есть помехи.

Существует девять сил, «разрывающих» сознание на части. Чтобы ничто не мешало последователю в его прогрессе на духовном пути, ему следует сделать все, чтобы овладеть практикой, удаляющей помехи. Эти помехи не есть нечто отличное от сознания; они являются его частью. Они представляют собой определенные точки в рамках потока сознания. Следует осознать, что в течение курса рекомендуемой практики эти помехи обязательно придут.

31. Боль, угнетенность, дрожание тела и неритмичность дыхания есть сопутствующие признаки ментального отвлечения.

32. Для удаления тех (помех и сопутствующих признаков должна выполняться) практика концентрации на одном принципе.

33. Ум становится очищенным и спокойным путем развития в отношении к счастью, несчастью, добродетели и пороку позиций соответственно дружественности, сострадания, радости и нейтральности.


Ум имеет естественную предрасположенность притягиваться в направлении внешнего мира. Для ума неестественно смотреть внутрь. Поэтому, когда вы пытаетесь развернуть ум внутрь, в первую очередь должны быть удалены помехи и загрязнения. Зависть, ненависть, элемент соревнования вызывают в уме множество загрязнений.

34. Или (можно управлять умом) путем выдоха и задержки дыхания после выдоха.

В данной сутре Патанджали обьясняет суть пранаямы. Праччхардана - выдох, видхарана - задержка после выдоха. Дыхание в пранаяме следует выполнять очень медленно.

35. Или еще ум может быть сделан устойчивым путем введения его в активность чувственного опыта.

36. Или (ум можно контролировать) в состоянии светимости, которое за пределами печали.


Ум может быть сделан устойчивым и контролируемым путем проявления внутренней безмятежной светимости с помощью концентрации на наде или бхрумадхье — центре между бровями.

37. Или еще ум может быть приведен под контроль, делая объектом концентрации ума бесстрастную личность.

Витарага — это человек, который отрекся от раги, т. е. человеческой страсти. Путем концентрации ума на таком человеке ум может быть сделан устойчивым и управляемым.

38. Или еще (ум может быть сделан устойчивым), если дать ему для опоры знание, возникающее от сновидения или сна.

Умом можно управлять, если развить метод сознательного сновидения и сознательного сна. Сознательный сон — это последнее состояние в практике антар мауна. Это метод сознательного просмотра сновидений, и только немногим можно практиковать его.

39. Или еще (ум может быть сделан устойчивым) путем медитации на желаемом.

Здесь дается полная свобода. Дхьяна на объекте, который нравится, на таком, как объект поклонения, есть самый надежный путь приведения ума в устойчивое, управляемое и спокойное состояние. Это может быть крест , некий кумир или просто АУМ.

40. Так йог достигает владычества над всеми объектами медитации, которые простираются от мельчайшего атома до бесконечно большого.

42. В этом состоянии самадхи сознание совершает переходы между словом, истинным значением и чувственным восприятием; это смешанное состояние ума известно как савитарка самапати.


По мере того, как самадхи углубляется, последователь входит во все более тонкие области сознания. Первое состояние сверхсознательного ума называется савитарка. В нем ум совершает переходы между тремя вещами, а именно: словом, знанием и чувственно воспринимаемым [объектом].
После того, как в медитации форма стала видимой, сознание обязательно будет совершать переходы между шабдой, артхой и джняной. Шабда — это процесс мышления в форме слов. Это ментальная аргументация. Джняна — это внутреннее чувственное восприятие, а артха — это объект. Под артхой подразумевается конечная цель, но достичь ее очень трудно. Это реальное знание объекта.

43. После очищения памяти, когда ум как бы лишен осознания себя и истинное знание объекта единственно светится внутри, это есть нирвитарка.

Нирвитарка — это самадхи без аргументации, без путаницы трех аспектов объекта, которыми являются название, форма и значение. В этом состоянии субъект не осознает ни объект, ни слово. Память становится абсолютно свободной от прошлых впечатлений и ассоциаций.

44. Этим описанием объяснены савичара самадхи, нирвичара самадхи и тонкие стадии самадхи.

После нирвитарки существует еще четыре стадии, а именно: савичара, нирвичара, ананда и асмита. Выражение «сукшма вишайя» означает тонкие стадии самадхи: ананда и асмита самадхи, в которых для сознания объектом слияния является соответственно блаженство и сознательность. В самадхи, предшествующем савичаре, ученик осознает объект, его имя, форму и качества. Воспринимается либо эти три стороны объекта, чередующиеся между собой, либо существенная природа объекта. В савичаре весь процесс медитации пронизан рассуждением; нет присутствия формы. Процесс медитации на суждении происходит без использования языка, тогда как обычное мышление всегда включает язык. Когда мышление лишается языка, это называется вичара. В савичаре присутствуют три вещи: время, пространство и идея (суждение). В савичаре ум совершает переходы между временем, пространством и идеей. Эти аспекты не путаются. Это абсолютно чистое осознавание каждого в отдельности. Время, пространство и идея называются вичарой. Это не мышление. Вичара определяется как процесс, в котором сознание течет без языка как основы.
В нирвичаре пространство, время и идея выводятся из сознания, но за этим что-то остается, и это называется существенной природой мышления.
В асмите осознание абсолютно чисто, здесь нет мышления, нет осознания времени или пространства, имеет место полное понимание реализации этого осознания.

45. Стадии самадхи в отношении тонких объектов распространяются вплоть до пракрити.

В первой стадии существует комбинация саттвы, раджаса и тамаса. Во второй стадии саттва растет, а раджас и тамас становятся содействующими. В третьей стадии саттва остается одна, и в четвертой — саттва, раджас и тамас находятся в равновесии. Когда три гуны находятся в равновесии, тогда достигается состояние алинга.

47. После достижения абсолютного совершенства в нирвичара самадхи появляется духовный свет.

Нирвичара самадхи — это самая высокая форма сверхсознания. Это духовное свечение, которое приходит в ум на последней стадии нирвичара самадхи. После этого — конец сознания. Функционирование интеллекта совершенно прекращается. В дальнейшем последователем овладевают другие виды сознания.
Интеллектуальное сознание дает начало другим видам сознания. Это особый инструмент, особая форма сознания. Эта стадия достигается людьми, реализовавшими себя, теми, кто воспринимает самость. Их называют атмадрашта. Когда стадия нирвичара совершенна, рождается другой аспект сознания. Те люди, которые практикуют дхьяну, развивают другую стадию сознания.



Различие между йогой и буддизмом.

Под йогой здесь мы понимаем учение, которое впервые было сформулировано и записано в Йога-сутрах Патанджали. Эта йога произошла от еще более древней ведической культуры и берет свои корни из Упанишад и Бхагавад Гиты. Йога имеет дело с природой души, Богом и бессмертием, которые являются главными темами религий во всем мире. Ее главная направленность является религиозной и определенно не ограничивается упражениями, или здоровьем. Йога основана на таких базовых ведических принципах, как истинное я(атман), создатель(ишвара).

Будди́зм — учение о духовном пробуждении , возникшее в 6 веке до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Буддизм — мировая религия, признанная многочисленными народами с разными традициями. Будда пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится такой, какова она есть, можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения и медитации. Буддизм концентрируется на сознании, психологии и освобождении. Будда считал бесполезными метафизические вопросы вида «Вечна ли вселенная?» и отказывался отвечать на них.

Буддизм не признает Веды и отвергает основные ведические принципы. Буддизм отвергает атман, ишвару и говорит, что это плод нашего ума. Буддизм не видит никакой необходимости в создателе и считает, что живущие существа являются в этот мир посредством кармы сами по себе. Карма в буддизме трактуется как основополагающий принцип, который сам является причиной появления всего живого. Йога же говорит, что все создается богом, и карма - это всего лишь наша степень привязанности к этому миру. В глобальном философском смысле йога идеалистична, а буддизм феноменологичен.

Йога придает особое значение Само-реализации, или реализации нашей истинной природы. Буддизм в целом отрицает Я (Атман или Пуруша) Йога-Веданты и подчеркивает не-Я (анатман). Он гласит, что нет никакого Я в чем-либо и, таким образом, Я — это только вымысел ума. Буддизм берет начало от одной единственной реальной исторической фигуры - Будды Шакьямуни. Веды же признают множество учителей.

Обе системы описывают нирвану как главную цель практики. Но отношение к самой нирване различное. В ведах нирвана описывается как позитивное слияние с богом и освобождение души. Буддизм трактует нирвану как остановку и в целом оценивает ее негативно, а душу вообще не признает.

Йога с ее признанием Бога подчеркивает преданность и преклонение перед Богом. Буддизм не только не признает бога, но даже не признает преданности самому Будде, или веру в разум самого Будды. Зато в буддизме есть бодхисатвы - святые, которые после смерти продолжают служить и помогать людям, не становясь при этом богами.


С. С. Сарасвати - Комментарии к Йога-Сутрам Патанджали.

Вьяса - Комментарии к Йога-Сутрам Патанджали.


 Автор   Комментарий к данному блогу
Комментарий

Ваше имя:
Комментарий:
Оба поля являются обязательными